Объявления
ИТОГИ КОНКУРСА "ЛИШЬ СЛОВУ ЖИЗНЬ ДАНА..."-2025
Подведены итоги конкурса «Лишь Слову жизнь…
Подробнее...СЕМИНАР 30.04.2025
30.04.2025 г. (среда) в 11.40 в ауд. 5 (ул. Ленина, 32) состоится заседание научного семинара «Актуальные проблемы романо-германского и славянского…
Подробнее...КОНФЕРЕНЦИЯ "НАУКА-2025"
8 апреля состоится студенческая научная конференция "Наука-2025". Программу конференции смотрите…
Подробнее...В единстве - сила-2
2 и 3 апреля 2025 г. кафедра иностранных языков Гродненского государственного университета имени Янки Купалы при участии кафедры иностранных языков Саратовской государственной юридической академии проводит онлайн…
Подробнее...ПОБЕДИТЕЛИ ВИКТОРИН-25
Поздравляем призеров викторин, проводимых в рамках мастер-классов, посвященных VIII Открытому фестивалю "Новруз…
Подробнее...Новости

В Республике Беларусь для оказания психологической помощи подросткам и юношам создана интернет-платформа…
Подробнее...
Подведены итоги творческого конкурса «Вдохновение-2025: Красота поэзии / Inspiration-2025: The beauty of Poetry», на лучший…
Подробнее...
1 июня участники проекта " Содружество" вместе с руководителем проекта Г.Ч. Мазько приняли участие в VIII…
Подробнее...В ГрГУ имения Янки Купалы прошел научно-методический семинар «Молодой учитель: проблемы, поиск, достояние»
На филологическом факультете Гродненского государственного университета имени Янки Купалы состоялся научно-методический семинар «Молодой учитель: проблемы, поиск, достояние».
На семинаре присутствовали преподаватели филологического факультета, представители управления образования Гродненского областного исполнительного комитета, Института развития образования, молодые специалисты.
С приветственным словом к участникам обратилась заместитель декана филологического факультета Ирина Войтеховна Пивоварчик. Она отметила, что целью проведения семинара являются проблемы практикоориентированной подготовки кадров, содействие творческому росту молодых специалистов, обсуждение проблем в работе молодых учителей.
Первый заместитель начальника управления образования Гродненского облисполкома Вера Викторовна Гришечко выделила для обсуждения проблему адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе, вопросы оказания методической помощи на местах, отметила новые направления государственной поддержки учителей и молодых специалистов в частности.
Заведующий кафедрой белорусского и теоретического языкознания Николай Александрович Данилович выступил с докладом «Лингвистическое краеведение на уроках языка», в котором обозначил возможности творческой и научной работы учителей и школьников как одного из ракурсов работы с одарёнными детьми. Он презентовал сборник научных докладов «Філалагічнае краязнаўства Гродзеншчыны”, отметил, что среди докладов есть интересные материалы учителей-практиков и пригласил к сотрудничеству в этой области молодых специалистов.
Директор научной библиотеки ГрГУ имени Янки Купалы Николай Владимирович Гринько представил доклад «От деятельности к творчеству: проблемы и перспективы современного учителя-литератора». Он рассказал о проблемах школьного литературного образования, воспитания читающего ученика и обозначил пути решения этих проблем.
Также на семинаре выступили доцент кафедры белорусской литературы Елена Витальевна Руцкая («Современные формы проведения уроков литературы в школе»), которая презентовала возможности литературной графики для повышения эффективности урока литературы.
Доцент кафедры белорусского языка Нонна Эдмундовна Шандроха представила доклад на тему «Педагогическая риторика в профессиональной деятельности учителя-филолога», где отметила огромное значение речевой деятельности учителя как вектора профессионального успеха.
Начальник отдела менеджмента качества и управления информацией Ольга Геннадьевна Оскирко а выступила с докладом о роли областного института развития образования как методического центра в регионе в адаптации молодых специалистов.
В рамках научно-методического семинара прошел круглый стол «Достояние и проблемы первых лет работы»
С приветствием участникам семинара выступили студенты филологического факультета В их исполнении прозвучали стихотворения об учителе, песни на стихи Максима Богдановича и Максима Танка.
СПРАВАЗДАЧА
аб рабоце метадычнай камісіі
па спецыяльнасці 1-210501 “Беларуская філалогія”
за 2012 год
У адпаведнасці з Планам работы за справаздачны перыяд было праведзена 8 пасяджэнняў.
Камісія ажыццяўляла працу па наступных напрамках:
- Аналіз і ўдасканаленне дакументаў, якія вызначаюць змест вучэбнага працэсу. Традыцыйна камісіяй аналізаваліся і зацвярджаліся вучэбныя рабочыя праграмы курсаў і спецкурсаў, што прадугледжана Палажэннем аб метадычнай камісіі. Таксама аналізаваліся прапановы кафедр па ўдасканаленні рабочых планаў, уносіліся неабходныя карэктывы. Значная ўвага была нададзена рабочым праграмам 1 – 4 курсаў у сувязі са стварэннем ВМК, а таксама пакету дакументаў для правядзення экзаменаў і залікаў. Рэкамендавалася дыферэнцыраваць пытанні, азнаёміць папярэдне студэнтаў з крытэрыямі ацэнкі і тэхналогіяй правядзення экзаменаў. Асабліва ўважліва праводзіўся аналіз пытанняў ДЭК, пададзеных на зацвярджэнне.
- Арганізацыя і правядзенне педагагічнай практыкі. Разглядалася і аналізавалася спецыфіка праходжання педагагічных практык у 2012 – 2013 н , вынікі педагагічных практык, вывучаліся і абмяркоўваліся прапановы студэнтаў і выкладчыкаў з мэтай паляпшэння эфектыўнасці дадзенага віду вучэбнай дзейнасці ў наступным навучальным годзе.
- На працягу навучальнага года працягвалася праца па ўдасканаленні вучэбна-метадычнага комплексу і забеспячэнні ўсіх дысцыплін ЭУМКД, праводзіўся аналіз ВМК, размешчаных на платформах edu, moodl, вывучалася забяспечанасць вучэбнай літаратурай па ўсіх дысцыплінах спецыяльнасці і спецыялізацый (а таксама і ЭУМКД). Раглядалася выкарыстанне электронных рэсурсаў у вучэбным працэсе, найперш прэзентацый на лекцыях, аналізаваліся іх формы, функцыі, вынікі прымянення. Асаблівая ўвага надавалася праблеме інфарматызацыі навучання пры падрыхтоўцы спецыялістаў на завочнай форме навучання. Разглядалася пытанне аб рэалізацыі кампетэнтнаснага падыходу. Выпрацоўваліся рэкамендацыі па ўвядзенні кампетэнтнаснага падыходу ў практыку на ўзроўні нарматыўных матэрыялаў і праграм, а таксама крытэрыі дыягностыкі кампетэнтнасці спецыялістаў. Аналізаваліся асаблівасці правядзення кантрольных прац на завочнай форме навучання.
- Прасочвалася выкарыстанне рэйтынгавай сістэмы адзнак і новых тэхналогій навучання, іх эфектыўнасць па выніках зімовай залікова-экзаменацыйнай сесіі. У гэтым кірунку вывучаўся вопыт работы кафедр універсітэта і іншых ВНУ з мэтай абагульнення і стварэння канкрэтных рэкамендацый.
- Разглядаліся традыцыйна пытанні аб формах, змесце і выніковасці прамежкавай атэстацыі ведаў студэнтаў. Былі падрыхтаваны рэкамендацыі па ўдасканаленні падрыхтоўкі і фармулявання (на базе кампетэнтнаснага падыходу) пытанняў і заданняў да дадзенай формы кантролю.
- Абмяркоўваліся формы і прыёмы КСРС, неабходная дакументацыя, эфектыўнасць выкарыстання.
- Праводзіўся аналіз сістэмы дысцыплін спецыялізацый з мэтаю выпрацоўкі рэкамендацый на 2012 – 2013 н.г.
- Кантралявалася рэалізацыя праграмы “Адукацыйныя інавацыі” па ўдасканаленні прафесійнай кампетэнтнасці выкладчыкаў, укараненні ў вучэбны працэс новых адукацыйных тэхналогій.
- Абмяркоўваліся асноўныя формы і метады працы з адоранымі студэнтамі.
- На кантролі з мінулага года былі пытанні аб прафарыентацыйнай рабоце сярод школьнікаў Гродзенскай вобласці, у сувязі з чым абмяркоўвалася таксама праца школы юнага філолага ў 2011 – 2012 н.г. і задачы на 2012 – 2013 н.г.
Старшыня метадычнай камісіі І.І. Бубновіч
Кантралявалася рэалізацыя праграмы “Адукацыйныя інавацыі” па ўдасканаленні прафесійнай кампетэнтнасці выкладчыкаў, укараненні ў вучэбны працэс новых адукацыйных тэхналогій.
Декан филологического факультета - Гончар Светлана Викторовна,
кандидат филологических наук, доцент
Часы приема:
понедельник: 13.00-16.00
среда: 8.30-11.40
ул. Ленина, 32, каб. 4, тел. 62-60-43
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заместитель декана по учебной работе - Ясюкевич Елена Николаевна,
кандидат филологических наук, доцент
Часы приема:
понедельник: 8.30-12.30
четверг: 16.00-18.30
ул. Ленина, 32, каб. 4, тел. 62-60-49
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заместитель декана по научной работе - Ковальчук Оксана Ивановна,
кандидат филологических наук
Часы приема:
вторник: 9.30-13.00
четверг: 13.30-17.00
ул. Ленина, 32, каб. 4, тел. 62-60-49
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Заместитель декана по идеологической и воспитательной работе - Буденис Ольга Генриховна,
кандидат философских наук
Часы приема:
вторник: 13.00-17.00
четверг: 15.00-16.00
ул. Ленина, 32, каб. 4, тел. 62-60-49
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Вначале было...
История филологического факультета началась еще с создания Гродненского государственного учительского института в первой половине ХХ столетия. С тех пор неоднократно менялись и названия кафедр, и название самого факультета. Филологический факультет - один из старейших факультетов в истории становления Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Источником развития филологического факультета по праву можно считать отделение белорусского и русского языков и литературы, образовавшееся на базе Гродненского государственного учительского института, директором которого с августа 1940 года до самого начала Великой Отечественной войны был выпускник Московского историко-филологического института Дементий Петрович Кардаш. 15 января 1940 года был объявлен прием заявлений на отделение белорусского языка и литературы, а 2 февраля 1940 года - на отделение русского языка и литературы. Отделения располагали в институте своим кабинетом языка и литературы. В течение 1940 и 1941 годов в университете действовал литературный факультет, включающий белорусское (белорусский язык и литература) и русское (русский язык и литература) отделения, а уже с 24 апреля 1940-го стали готовить специалистов и по польскому языку и литературе, правда, пока только на заочном отделении.
С возрастом все меняется...
С открытием Гродненского государственного педагогического института на базе Гродненского государственного учительского института в 1944 году продолжил свою деятельность литературный факультет, который уже к тому времени включал отделения белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, английского и немецкого языков. Несколько позже отделение иностранных языков выделится в отдельный факультет. На литературном факультете действовали четыре кафедры: белорусского языка и литературы, русского языка, русской литературы, иностранных языков. Примечательно, что первый выпуск студентов Гродненского государственного педагогического института состоялся в 1947 году только на литературном факультете. Должность декана факультета занимал А. Степаненко. На дневном отделении литфака специалистов готовили по русскому языку и литературе, белорусскому языку и литературе, английскому и немецкому языкам; на вечернем - по русскому языку и литературе и иностранным языкам, а вот на заочном - только по русскому и белорусскому языкам и литературе. На литературном факультете развернули свою научную деятельность кафедры английского и немецкого языков, русского языка, русской и всеобщей литературы, белорусского языка и литературы (в 1947 году на кафедру была приглашена к сотрудничеству Заслуженная учительница белорусского языка и литературы БССР Татьяна Филипповна Стешкович). В 1955 году студенты факультета иностранных языков были переведены в Минский педагогический институт иностранных языков. 1956 оказался годом объединения исторического и филологического факультетов в один историко-филологический, на котором обучение велось по таким дисциплинам, как история, белорусский и русский языки и литература. Уже в 60-е годы в Гродненском государственном педагогическом институте были вновь организованы два самостоятельных факультета: историко-педагогический и филологический.
Листая странички истории филфака...
В 1978 году на базе Гроднеснкого государственного педагогического института открывается Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. С началом его деятельности началась и работа кандидата филологических наук, доцента Е.И. Лавринайтис на должности декана филологического факультета. На факультете развернули свою деятельность 4 кафедры: русского языка (заведующий - доктор филологических наук, профессор В.М. Никитевич), русской и иностранной литературы (заведующий - кандидат филологических наук, доцент В.П. Козлов), белорусского языка (заведующий - кандидат филологических наук, доцент В.И. Морозов) и белорусской литературы (заведующий - кандидат филологических наук, доцент С.В. Климанский). 1979 год пополнил количество кафедр еще одной - общего и славянского языкознания, организованной и возглавляемой Василием Михайловичем Никитевичем, автором таких книг, как "Основы номинативной деривации" (1980), "Словообразование и деривационная грамматика" (1981), "Рассказы о языке" (1982). Спустя четыре года университет впервые выпустил специалистов по двум образовательным направлениям: языкознание и литературоведение. Деятельность факультета принесла новые плоды в 1989 году: открыто отделение польского языка и литературы и сформирована кафедра польской филологии, душой которой становится профессор Светлана Филипповна Мусиенко. Через год на базе отделения белорусского языка и литературы филологического факультета был создан первый в Беларуси факультет белорусской филологии и культуры, руководителем которого стал талантливый литературовед, член Союза писателей Беларуси, доцент И.В. Жук, открывается кафедра белорусской культуры. Еще годом позже, в 1991, начинает научную деятельность кафедра белорусского и теоретического языкознания во главе с доктором филологических наук, профессором П.В. Стецко. Этот выдающийся человек, талантливый ученый создал весь комплекс учебников по белорусскому языку для студентов-филологов: "Синтаксис современного белорусского языка" (1969), "Современный белорусский литературный язык. Морфология" (1975), "Современный белорусский литературный язык. Лексикология. Фонология. Орфография" (1976), "Анализ слова, словосочетания, предложения" (1972), "Сборник диктантов" (1973, 1978) и др. С 1993 года начинается подготовка студентов по иностранным языкам - английскому, немецкому, французскому. В первой половине 1994-го филологический факультет разделился на два - факультет иностранных языков и факультет белорусской филологии и культуры. Спустя три года они были объединены в филологический факультет с отделением иностранных языков. Нововведением 2000 года стало открытие "Учебной лаборатории аудио- и видеосредств" при филологическом факультете. В 2005 году начал работу Центр немецкого языка и культуры. В том же году свою деятельность развернули созданные на базе филологического факультета учебно-методический кабинет мультимедийных средств обучения (4 ноября) и учебно-методический кабинет лингвистических компьютерных технологий (11 ноября). В 2012 году на факультете открылся учебно-методический кабинет "Цент русского языка, литературы и культуры", а в 2013 "Центр польского языка, литературы и культуры". В 2016 году на факультете была создана: кафедра русского языка как иностранного.
И напоследок...
Еще Гегель утверждал, что все находится в движении и развитии. А ведь так оно и есть на самом деле. Сегодня филологический факультет - это 5 кафедр (русской филологии, белорусской филологии, английской филологии, романо-германской филологии, кафедра иностранных языков); более 10 специальностей, в том числе "Современные иностранные языки" и "Романо-германская филология"; более 170 высококвалифицированных сотрудников кафедр; современные технологии в учебном и научно-исследовательском процессе.
Состав Совета филологического факультета
1. Гончар Светлана Викторовна, декан филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент – председатель совета факультета;
2. Ясюкевич Елена Николаевна, заместитель декана филологического факультета, кандидат филологических наук, доцент - секретарь совета факультета;
3. Автухович Татьяна Евгеньевна, профессор кафедры русской филологии, доктор филологических наук, профессор;
4. Бубнович Инна Ивановна, заведующий кафедрой русской филологии, кандидат филологических наук, доцент;
5. Буденис Ольга Генриховна, заместитель декана по идеологической и воспитательной работе, кандидат философских наук;
6. Бутько Елена Сергеевна, доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук;
7. Воронович Валерий Леонидович, доцент кафедры белорусской филологии, кандидат филологических наук, доцент;
8. Ковалева Лилия Евгеньевна, доцент кафедры английской филологии, кандидат филологических наук, доцент;
9. Ковальчук Оксана Ивановна, доцент кафедры романо-германской филологии, кандидат филологических наук;
10. Короткевич Жанна Александровна, заведующий кафедрой английской филологии, кандидат педагогических наук, доцент;
11. Лескевич Светлана Георгиевна, заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент;
12. Никитевич Алексей Васильевич, профессор кафедры русской филологии, доктор филологических наук, профессор;
13. Садовская Елена Станиславовна, заведующий кафедрой белорусской филологии, кандидат филологических наук, доцент;
14. Скоробогатая Татьяна Иосифовна, заведующий кафедрой романо-германской филологии, кандидат филологических наук, доцент;
15. Снежко Елена Вячеславовна, заведующий учебно-методическим кабинетом лингвистических компьютерных технологий, председатель цехового комитета филологического факультета;
16. Белый Матвей Алексеевич, студент 3 курса специальности "Современные иностранные языки";
17. Богдевич Юлия Яновна, студентка 2 курса специальности "Романо-германская филология";
18. Гук Анна Фёдоровна, студент 4 курса специальности "Русская филология";
19. Некревич Екатерина Анатольевна, студент 4 курса специальности "Белорусская филология";
20. Янкелайть Ангелина Викторовна, студент 4 курса специальности "Белорусская филология".