default_mobilelogo



В рамках фестиваля детской книги, проведенного кафедрой русской литературы 12 апреля, прошел мастер-класс с минской писательницей Надеей Ясминска, автором сказок и повестей для детей и подростков («Пацеркi и кроплi», «Чаму Меша не мае хаты», «Восковой волшебник», «Косматое сердце», «Море в чемодане» и др. – всего в творческом багаже молодого автора 12 книг). Надея рассказала гродненским студентам и школьникам об интересных формах диалога с маленьким читателем, поделилась секретами писательского мастерства, рассказала о сложностях белорусского книгоиздания, о своих читательских предпочтениях и писательских интересах. 
Основной жанр, в котором работает Надежда, - это жанр фэнтези, обращение к которому писательница объясняет отсутствием ограничивающих рамок. «Можно преступить законы и физики, и биологии, и истории, и политики. Можно изображать что угодно, ни на что не оглядываясь и не опираясь. Конечно, в произведении должна быть своя внутренняя логика, но в ней ты более свободен, чем обычно». 
Ее книги лишены подчеркнутой дидактики, наставительного тона, который предписывал бы юному читателю правила поведения. «Писатель должен подходить к ребенку как к равному, - считает Надея. – Не с позиций взрослого, который учит жизни, а с позиций того, кто увлечет маленького читателя невероятным приключением». 
«Я пишу на темы, которые мне интересны, и хочу, чтобы книг было больше. Я дарю детям свою фантазию», - так Надея Ясминска охарактеризовала свою эстетическую задачу. И привела в качестве примера свой сборник сказок «Сем ружаў» (в 2016 году эта книга получила достаточно престижную в Беларуси премию Тётки): «Сказки, собранные здесь, хоть и народные, но никак не связаны с нашим типичным белорусским сельским мировосприятием. Даже редактор издательства “Мастацкая лiтаратура” мне говорил, что у нас в Беларуси есть своеобразная сказочная школа, которая полагает, что все сказки для детей должны быть «пра вёску, пра бусла, пра Янку ў лапцях». А здесь я предложила что-то другое: замки, густые леса, янтарные горы. Возможно, эта книжка понравилась детям именно потому, что они получили возможность почитать на белорусском языке что-то иное. Я полагаю, нужно писать по-разному». 
На вопрос, бывает ли у нее творческий кризис, Надея ответила утвердительно и поделилась рецептом выхода из подобного состояния: «Это стереотип, что автор пишет по вдохновению. На самом деле вдохновение – очень редкий гость. Когда на меня нисходит вдохновение, я могу писать целую ночь, зная, что следующий раз этого может не быть. Но часто бывает так, что вдохновения нет. В этом случае у писателя есть много другой работы. Можно переключиться на переписку – с издателями, иллюстраторами, библиотекарями, менеджерами и т.д. Можно разрабатывать концепцию нового выступления, делать реквизит, зайти в магазин, чтобы полистать новые книги, - словом, вдохновляться любыми способами. Это ведь тоже работа писателя. И тогда, в конце концов, вдохновленный автор возвращается к письменному столу, поскольку не писать он не может». 
Интересовали слушателей мастер-класса и перспективы писательской профессии в Беларуси. «Писательство в Беларуси может стать профессией, но для этого нужно много работать. И речь не только о морально-психологическом факторе. У нас в Беларуси слабый книжный рынок. Если 500 экземпляров для нашего книгоиздания – это очень большой тираж, то в России любая серьезная книжка начинается с тиража в две тысячи экземпляров. Поэтому писателем в Беларуси быть достаточно сложно». 
И тем не менее живой и непосредственный опыт Надеи Ясминска вселяет надежду на то, что профессия писателя в нашей стране со временем обретет свой истинный статус. Главное, в чем убедила писательница участников мастер-класса, – мало иметь талант, нужно иметь мужество следовать ему до конца.