default_mobilelogo



















Волонтерство – путь к добру и успеху
 
Волонтёрство, то есть добровольная безвозмездная деятельность на благо общества и отдельных граждан, активно развивается. Особенно актуальной становится, в частности, работа с пожилыми людьми. В ГрГУ, начиная с 3 курса, каждый студент филологического факультета имеет возможность вступить в волонтерский отряд «Лингва», который специализируется на оказании преподавательских и переводческих услуг, и проявить себя в роли преподавателя. Волонтер-преподаватель может выбрать любой предмет, который желает преподавать, и который пользуется спросом у будущих учеников. Это может быть страноведение, английский, польский, немецкий языки, компьютерная грамотность. Именно в этих дисциплинах специализируются студенты кафедры английской филологии.
Студенты имеют уникальную возможность совместить «приятное с полезным»: проявить свои способности и развить профессиональные компетенции. При работе с людьми «золотого возраста» и оказании им волонтерской помощи студент приобретает необходимый опыт на будущее, а также помогает тем, кто в этом нуждается. Мы обеспечиваем максимально комфортное пребывание граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, психологического и физического состояния, защиты прав и интересов.

Пархоменко Антон Юрьевич, студент 3 курса специальности «Современные иностранные языки», с сентября 2021 по май 2022 г. успешно провел курс по дисциплине «Компьютерная грамотность» в Центре социальной защиты населения Октябрьского района г. Гродно. Этот курс вызывает особый интерес учеников «золотого» возраста, и не случайно. Умение использовать информационные технологии не только даёт знания об информационном обществе и компьютеризации, умения и навыки пользования компьютером, но и развивает личностные качества, обеспечивающие успешность создания гибридного интеллекта. Компетенции в этой сфере позволяют использовать компьютер в качестве средства познавательной деятельности, расширяют возможности хранения и предъявления информации, усиливают мотивацию учения, позволяют осуществлять систематический самоконтроль и рефлексию деятельности, выполняют психотерапевтические функции, улучшают самочувствие и обеспечивают самоутверждение.
В начале курса люди золотого возраста овладевали базовыми навыками пользования компьютером и мобильным телефоном. По мере необходимости, волонтер-преподаватель рассказывал об значимых программах, которые могут облегчить жизнь пенсионерам. Обучающиеся убедились, что совсем несложно освоить новые технологии, такие как сенсорный телефон, планшет, ноутбук.
Антон рассказал о своем опыте работы преподавателем:
«Обучение людей пенсионного и пред-пенсионного возраста компьютерной грамотности, определённо, имеет свои особенности. Большинство заинтересованных в обучении поначалу имеют завышенные ожидания и зачастую не хотят прилагать усилия для получения результата. Кроме того, некоторые обучающиеся не решаются управлять своей техникой, боясь ее повредить, что порождает дополнительные проблемы для преподавателя. Также имеет место проблема чтения. Текстовые инструкции очень важны при работе с техникой, но по неопределённым причинам обучающиеся не проявляют желания их читать; обнуляют задание, не анализируя свои ошибки и не пытаясь понять, что к ним привело. Таким образом, работа преподавателя компьютерной грамотности включает в себя не только практический и теоретический курс, но и психологическую подготовку обучающихся».


Якубюк Юлия Павловна и Чигирь Дарья Евгеньевна заканчивают 3 курс специальности «Современные иностранные языки», в этом учебном году вели курс «Страноведение». Страноведение – одна из старейших наук, которая еще на заре человеческой цивилизации предоставляла разнообразные сведения о других странах и
народах, расширяя знания людей об окружающем мире и составляя основу географии, т.е. «землеописания».  Студентки выбрали данный предмет для преподавания, потому что он способствует взаимному обогащению национальных культур, помогает легче и глубже воспринимать менталитет разных стран, изучать национальные ценности, являющееся неотъемлемой частью жизни каждого гражданина.
Юлия поделилась эмоциями, которые испытывала во время преподавания:
«Волонтерство – это замечательная возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Я преподавала страноведение людям "золотого" возраста. Мне было действительно интересно и увлекательно обучать чему-то новому, проявлять и развивать свои ораторские и педагогические способности. Данный вид деятельности показал, что я могу быть по-настоящему нужной и важной. Это замечательно, когда ты можешь принести пользу обществу. Я очень рада, что могу быть частью волонтёрского движения на факультете».

Дарья поддержала Юлию, и высказала  свое мнение:
«Волонтерство было интересным и полезным опытом. Мы попробовали себя в качестве преподавателей, и это оказалось не так легко. Мы готовили интересную информацию о разных странах, видео и викторины. Также было приятно общаться с группой. В ходе подготовки к занятиям и на самих занятиях мы сами узнали много нового».           
Лыскойть Ангелина Витальевна, студентка 3 курса специальности «Современные иностранные языки», волонтер-преподаватель польского языка, любит свой предмет. Она считает, что польский язык – такой похожий на белорусский и русский, и все-таки совсем другой. Ангелина поделилась своим опытом:

«Для меня звание «Волонтер» – это шанс для реализации собственных идей. В этом году у меня появилась уникальная возможность поработать с людьми пожилого возраста. Перед началом работы возник вопрос: «Чему я могу научить?». Была неуверенность в себе, и я постоянно думала, что у меня ничего не получится, но, взяв себя в руки, я начала работать. Стала преподавать польский язык, разработала программу, подобрала разноуровневые задания. Конечно, поначалу было непросто. Изучение иностранных языков с нуля – очень непростая задача для обучающихся, но это благодарное занятия, замечательно повышающее самооценку и уверенность в себе. В процессе обучения ученикам «золотого возраста» пришлось не раз перебороть собственную лень и неуверенность, познакомиться с правилами и словами польского языка, отправиться во время занятия в путешествие по городам Польши. За год студенты изучили большой объем лексики, и уже смело составляют предложения. Благодаря волонтёрской деятельности я поняла, что правильно выбрала профессию. Я хочу быть учителем. Мне нравится рассказывать людям что-то новое или отвечать на вопросы; и если у кого-то возникли проблемы, помогать их решать. Данный опыт научил меня ответственности, терпимости, и я подружилась с прекрасными людьми».
Черницкая Дарья Владимировна, студентка 3 курса специальности «Современные иностранные языки», проводила занятия по дисциплине «История Великобритании». Великобритания – страна с древней, сложной и интересной историей, изучение которой может занять годы. Дарья постаралась сделать этот курс увлекательным и познавательным. На занятиях Дарья провела удивительную экскурсию по многим городам Великобритании, познакомила студентов с главными достопримечательностями и культурой этой страны: 

«Волонтёрская работа с людьми пожилого возраста – это отличная возможность попробовать себя в качестве преподавателя. Это хороший способ перебороть в себе стеснение и страх, помочь на безвозмездной основе людям, которые идут с тобой на контакт. Эмоции от такой деятельности очень запоминающиеся, потому что, помимо учебной деятельности, есть возможность познакомиться и пообщаться с взрослым поколением. На занятиях всегда царила приятная атмосфера, занятия проходили легко и непринужденно. Данный опыт в будущем пригодится как для работы, так и для повседневной жизни. Я ни капли не пожалела, что в начале года приняла решение участвовать в волонтерском движении».
Наши ученики «золотого возраста» так оценивают результаты совместной работы:

«Хочу выразить огромную благодарность за те занятия, которые проводили с нами студенты Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Английский язык нужен мне для поездки к сыну в Англию. Поэтому, узнав о том, что проводят занятия по английскому и страноведению, я сразу записалась и посещала каждое занятие. Я много узнала на уроках, и сейчас у меня больше шансов погостить у сына».
«Я всегда мечтала разговаривать на польском языке. Я наслаждалась изучением языка в центре. Мне нравился метод преподавания и все задания, которые готовил для нас наш преподаватель»

В заключение хочется поделиться и своими мыслями и чувствами. Я преподавала английский язык в этом учебном году. Преподавать английский язык в качестве второго языка для начинающих – задача непростая. Важно заинтересовать студентов старшего возраста изучением иностранного языка. Разговаривать на английском – это главная цель, которую мы поставили перед собой. На занятиях мы разучивали тексты зарубежных песен, стихотворения, учили пословицы и идиомы, практиковались в диалогической и монологической речи, и нужно сказать, добились определенных успехов. Были и сложности, с которыми приходится иметь дело преподавателю, вне зависимости от наличия или отсутствия предшествующего опыта. У каждого ученика есть свой уровень способности к обучению; характер проблем часто зависит от владения родным языком, от языковой базы. Важно учитывать особенности каждого. Индивидуальный подход, внимание, общение – это то, в чем особенно нуждаются пожилые люди, и мы можем им это дать, наряду со знаниями, навыками, или интересной информацией.
Думаю, каждый человек, который хоть когда-нибудь задумывался об изучении английского языка, отвечал себе на вопрос "А зачем мне английский язык?" Я не была исключением. Поступив на факультет иностранных языков, я осознала, что это мой счастливый билет в ту жизнь, о которой я мечтала. Для меня было важно, что в будущем я смогу помогать ребятам, которые так же увлечены филологией. Работа преподавателем английского языка с людьми «золотого возраста» стала вызовом, и считаю, что мне повезло. Я благодарна своему университету за то, что дает возможность приобрести как знания, так и навыки в преподавании, и почувствовать себя преподавателем, будучи студентом 3 курса.
Пузина Карина Дмитриевна, студентка 3 курса специальности «Современные иностранные языки» филологического факультета, волонтер студенческого отряда «Лингва».