default_mobilelogo



Открытое занятие на тему «Urban public transport today: advantages and disadvantages» («Городской общественный транспорт сегодня: преимущества и недостатки») было проведено со студентами 2 курса специальности «Современные иностранные языки» старшим преподавателем кафедры английской филологии А.Д. Дудько.
Занятие Анастасии Дмитриевны было отмечено коллегами как пример эффективного применения современных методов на занятиях иностранного языка в вузе. Активно использовалась технология развития критического мышления, что позволило студентам научиться формировать собственное мнение, вести аргументированную дискуссию, оценивать иную точку зрения, совершать обоснованный выбор между разными идеями, работать в коллективе для решения общей задачи. Подобный опыт представляется весьма ценным, учитывая, что будущие специалисты в своей работе будут постоянно сталкиваться с проблемой выбора при принятии решений, оценки качества различных проектов, поиска новых подходов, путей для преодоления проблемных ситуаций.
На занятии А.Д. Дудько применялись методы проблемного обучения, предусматривающие формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Студентам было предложена задание оценить реально существующие проблемы, связанные с регулированием транспортной деятельности в Беларуси, в целом, в Гродно, в частности, и предложить администрации города свои идеи и способы решения данных проблем, учитывая общественную пользу, которые их предложения могли бы иметь в будущем.
Акцент на занятии делался на обучение через сотрудничество. Студенты работали в малых группах, причем неоднократно осуществлялась перегруппировка, что давало возможность ребятам менять речевых партнеров, вырабатывать способность воспринимать разные точки зрения, развивать умение сотрудничать и разрешать конфликты в процессе совместной работы.
Успешность овладения речевой деятельностью на иностранном языке в современном вузе в значительной степени определяется мотивацией студентов. В связи с этим следует особо отметить динамичные и методичные действия преподавателя А.Д. Дудько, направленные на поддержание мотивации студентов в ходе открытого занятия. Необходимым условием для мотивации является создание в процессе обучения условий, когда у студентов есть возможность проявить самостоятельность, инициативность и выразить свою точку зрения. Примером служит игра «2 угла», в ходе которой студенты выражали свое отношение к зачитываемым дискуссионным высказываниям об общественном транспорте и передвигались в разные углы аудитории («Согласен», «Не согласен»). Выслушав аргументы своих одногруппников, студенты нередко меняли свое мнение, а затем пытались обосновать данную позицию. Активное использование дискуссий на занятии не только способствовали тренировке коммуникативной компетенции студентов, но и позволяли активизировать познавательную деятельность студентов, их самостоятельность, творческое мышление.
Использование метода мозгового штурма помогало студентам проявить творчество и являлось инструментом вовлечения студентов в активный процесс получения и переработки знаний (задание на определение наиболее эффективного вида общественного транспорта исходя из таких критериев, как стоимость, доступность, безопасность, энергопотребление, способ регулирования, соответствие программе устойчивого развития).
Стоит отметить элементы занятия эвристического типа. Студентам было предложено ознакомиться с отдельными лексическими единицами по теме «Общественный транспорт» и условием задания и на их основе написать дефиницию, затем представить созданные в группе речемыслительные продукты. Поощрялись те студенты, чьи дефиниции были наиболее полными, интересными и грамотными. После этого студенты сравнивали свои дефиниции с реально существующим определением, взятым из Википедии и оценивали степень схожести своего «продукта» и уже имеющегося.
Интересными представляются творческие задания, которые были предложены студентам. Например, создать пост для размещения на сайте www.wisepasenger.com, имеющий заголовок «5 причин, почему я ненавижу общественный транспорт»; создать лайфхак «10 советов, как сделать поездку в переполненном общественном транспорте менее стрессовой»).
В заключении стоит отметить, что занятия подобного типа, где эффективно применяются современные методы обучения позволяют сформировать специалиста, который не только владеет иностранным языком, но и разбирается в различных проблемах, способного ориентироваться в меняющихся информационных потоках и создавать собственные речемыслительные продукты.